Несколько лет назад я увлеклась гигантскими африканскими улитками — ахатинами. Они жили у меня на влажном кокосовом грунте, питались экологически чистыми овощами и зеленью. Казалось бы, все шло хорошо: питомцы прибавляли в росте, толстели. Но то одна улитка, то другая внезапно прекращала кушать, чахла и примерно через месяц умирала. Так я потеряла трех великолепных ахатин и едва не отказалась от улитководства…
Причину гибели улиток выявил ветеринарный врач Александр Полоз, специализирующийся на лечении экзотических животных. Оказалось, что в пищеварительном тракте моих ахатин размножались паразиты, заметные лишь под микроскопом, — жгутиковые простейшие. Они разрушали эпителий стенок кишечника и нарушали его проходимость. Доктор выписал малотоксичный для моллюсков антипаразитарный препарат и точно рассчитал его дозировку. Уже через двое суток после скармливания лекарства к захандрившим было фуликам родациям вернулся прежний аппетит.
Благодаря доктору и назначенному им эффективному препарату моя коллекция улиток за 2 года не понесла ни одной утраты. Но ведь многие владельцы экзотических животных и не подозревают о скрытых опасностях, которые могут грозить питомцам! Либо, если беда случилась, не верят, что ветврач им поможет. Эти размышления побудили меня взять у Александра Полоза интервью.
— Александр Иванович, до сих пор бытует мнение, будто птичек, грызунов, рептилий и других мелких животных вылечить невозможно. Исходя из вашего опыта, каковы шансы на спасение маленьких пациентов?
— Шансы есть всегда, только нужно максимально их использовать. Чем быстрее привезете питомца к доктору, тем больше шансов на удачный исход. Если попугай или грызун давно не ест, не пьет, лежит на дне клетки, то, разумеется, врачам будет труднее бороться за его жизнь. А если владелец забеспокоился сразу, как только заметил изменения в поведении животного, необычный помет, отказ от еды в течение суток, ну, пускай двух, тогда вероятность выздоровления значительно увеличивается.
— Учат ли белорусских ветврачей лечить экзотических животных?
— В Витебской государственной академии ветеринарной медицины есть кафедра болезней мелких животных и птиц. Там изучают болезни мелких домашних животных, пчел, рыб, пушных зверей, экзотических и зоопарковых животных. Но специализации «врач-экзотолог» пока нет.
— Как Вы заинтересовались проблемами экзотов, где получили столь специфические знания?
— В ветеринарию я пришел, наверное, благодаря своей фамилии (смеется). В детстве занимался на Станции юных натуралистов в кружках «Аквариумное рыбоводство», «Кролиководство». Дома у меня жили волнистые попугайчики, крысы, хомячки, и вся комната была заставлена аквариумами... После школы закончил Смиловичский ветеринарный техникум, потом — Белорусскую малую лесную заочную академию (3 курса из 4-х). Никто у нас тогда экзотических животных не лечил, а мне это было очень интересно. Где я черпаю знания? Езжу на конференции, конгрессы, мастер-классы в Россию, Украину. Постоянно читаю, смотрю вебинары… Хоть источников много, информации по многим аспектам всё равно не хватает. Поэтому приходится учиться.
— Кто ваши наставники в этой области? Расскажите, пожалуйста, про наиболее интересные зарубежные конгрессы, семинары.
— Самый лучший герпетолог (специалист по рептилиям) в России — Дмитрий Васильев. Я участвовал в его конференции и мастер-классе «Стерилизация среднеазиатской черепахи». Мы прямо там и провели эту операцию. Птиц в России успешно лечат Мария Лешкова, Наталья Волгина, в Украине — Людмила Харченко, Анна Степаненко. Грызунами занимается довольно много российских и украинских ветврачей высокого уровня.
Два года назад ездил я в Москву на конференцию с участием Marty Chu — ответственного за весь Юго-Восточный регион нашей планеты по болезням экзотических животных. Это молодой доктор наук, у него своя клиника в Таиланде. Он рассказывал нам о некоторых аспектах содержания и лечения животных из личного опыта. Это было очень интересно! Немало полезного я почерпнул в Харькове на мастер-классе по остеосинтезу у мелких экзотических животных, в частности, про ведение приема птиц. Недавно по- бывал на Московской международной ветеринарной конференции, на Международном ветеринарном конгрессе.
В этом году планирую съездить на учебу по герпетологии в Московский зоопарк.
— Какие методы обследования мелких животных может предложить современная ветеринарная медицина?
— Рентген, УЗИ, биохимический и общий анализ крови. Можно брать мазки (например, из зоба у птицы), соскобы с кожи. Лабораторные исследования помета дают много информации о паразитах, наличии воспалительного процесса, перевариваемости пищи.
— Есть ли риск, что животные со слабой нервной системой — грызуны, птицы — могут умереть от стресса прямо на приеме у врача?
— Нет. Погибнуть может ослабленное животное, которое долго голодало, потеряло много жидкости, с низким артериальным давлением, низким уровнем глюкозы. Если здоровая птица получила травму, она не умрет от инъекции или взятия анализа крови. Мы стараемся свести к минимуму стресс и болевые ощущения наших пациентов
— Самый загадочный случай постановки диагноза в вашей практике?
— Принесли мне крупную игуану, которая 3 месяца почти ничего не ела, страдала вздутием живота. Мы с коллегами попробовали сделать ящерице УЗИ, но чешуя и очень плотная кожа были почти непроницаемы для датчика. Тогда прибегли к рентгену и обнаружили в желудке пациентки очень плотный предмет вроде шестигранной гайки. Мы предположили, что у ящерицы отравление тяжелыми металлами. Было принято решение сделать диагностическую операцию (лапаротомию) – разрезать брюшную стенку и посмотреть, что там, внутри. Оказалось, у ящерицы длительное затруднение яйцекладки (дистоция). Возможные причины — гормональный сбой в организме, недостаток кальция, некоторых витаминов. После удаления репродуктивных органов мы вскрыли желудок и достали оттуда… камешек шестигранной формы.
Видимо, он попал в террариум с грунтом, и игуана его случайно проглотила. На третий день после операции ящерица стала кушать. Недавно я ее навестил, у нее всё благополучно: любит есть из рук стручковую фасоль.
При использовании всех возможностей нашей клиники диагностика не доставляет особых трудностей. Но бывает непросто получить максимально полную и конкретную информацию от владельцев. Вот приносят животное с поражением кишечника, спрашиваю, чем кормили. В 99,9% случаев звучит фраза: «Всё как обычно: корм тот же, вода та же». Но потом, когда пытаюсь заставить хозяев вспомнить, в разговоре всплывает: «Ой, волнистый попугайчик 3 дня назад прилетал на кухню и ел жареную котлету». Или: «Мы среднеазиатской черепахе дали кусочек куриной косточки». Если же владелец рассказывает всё как на духу, то проблем с постановкой диагноза гораздо меньше
— Часто ли к вам обращаются владельцы рептилий?
— Да, часто. Приносят много черепах, особенно маленьких красноухих, которых покупают с рук в подземных переходах. У них обнаруживается бронхопневмония или воспаление кишечника со вздутием живота, гипо- витаминозы, грибковые поражения кожи и панциря.
— Любопытно, как определить у черепахи вздутие живота, ведь он покрыт панцирем?
— Мы смотрим, как черепашка плавает: нормально ныряет или лежит у поверхности воды. Делаем рентген, исследуем помет. Выявляем заболевания по манере дыхания, степени вытягивания шеи, смотрим, нет ли слизи во рту. Маленькие черепашки склонны к нарушениям формирования панциря из-за недостатка кальция, витаминов. Это можно исправить.
— С какими болезнями приносят экзотических птиц?
— Наиболее распространены респираторные заболевания, вызванные переохлаждением, бактериальными инфекциями. Аспергиллез — грибковое поражение легких, воздухоносных мешков — беда мало летающих комнатных птиц. Высокая концентрация углекислого газа, влага, тепло в воздухоносных мешках — оптимальные условия для размножения грибков. Мелкие пернатые (канарейки, амадины) страдают аспергиллезом реже, потому что даже в небольшой клетке перепархивают с жердочки на жердочку. А если птица активно летает, вероятность аспергиллеза снижается. Больше всех ему подвержены попугаи. Типичная, увы, ситуация: большой попугай вроде жако обречен сидеть неподвижно в узкой клетке, похожей на башню, которая ему совершенно не подходит. Его воздухоносные мешки не вентилируются. Крупному попугаю нужен вольер как минимум 8 х 3 х 3 метра, чтобы он мог летать!
На втором месте у птиц болезни органов пищеварения — бактериальные, вирусные или паразитарные, реакция кишечника на неподходящие корма (рвота, диарея), тяжелые отравления с нарушениями функций печени и почек. Опять-таки, чем раньше владелец принесет пернатого друга к врачу, тем больше шансов его спасти. Всегда внимательно наблюдайте, как ваши питомцы себя ведут, как едят. Больная птица может создавать видимость кормежки: садится возле кормушки и перебирает зернышки. Владельцу кажется, будто она кушает. И лишь когда птица исхудает до того, что уже не может сидеть на жердочке, а лежит на дне клетки, хозяин наконец замечает, что ей нехорошо.
— А на что «жалуются» грызуны?
— У них 80% проблем — с зубами. К примеру, заноза от веточки попала между зубом и десной и вызвала воспаление. Зверьку больно, он ест мало и осторожно. А поскольку зубы у грызунов растут постоянно, они перестают стачиваться как положено, патологически отрастают и начинают травмировать щеки и язык. Получается замкнутый круг… Кроме того, у грызунов есть все те же органы, что и у человека, — и все они могут болеть. Плохое самочувствие из-за неподходящих кормов, паразитов, заболевания поджелудочной железы, печени, почек и других органов приводят к потере аппетита и, уже как следствие, к чрез- мерному отрастанию зубов. Поэтому я всегда смотрю у грызунов зубы, не- важно, поступили они на прием с кашлем или расстройством пищеварения.
— Давайте поговорим подробнее про заражения паразитами. Владельцы считают: моя морская свинка, черепаха или улитка живет дома в клетке (террариуме), на улице не гуляет, я ей все фрукты-овощи мою и чищу, так откуда у нее возьмутся гельминты?!
— Ну, во-первых, на улицу ходят сами владельцы. И на одежде, обуви, руках могут занести домой что угодно: яйца блох и кишечных паразитов, вирусную и бактериальную инфекцию.
— А если переодеваться и мыть руки перед общением с питомцами?
— Чтобы продезинфицировать руки, надо мыть их со щеткой не менее 2-5 минут. И то вы не достигнете стопроцентной очистки — для этого надо применять специальные дезинфицирующие растворы. То, что владельцы один раз быстренько намылили руки и смыли, вовсе не исключает переноса на коже паразитов. Во-вторых, допустим, что яблоко, которым вы угостили любимца, не промылось вокруг черенка или в области бывшего соцветия, а там тоже могут затаиться какие-то возбудители. На веточках и травке, собранных для морской свинки и попугайчика на даче, могут оказаться яйца гельминтов, которые переносятся дикими птицами или грызунами. По зерну в хранилище могли побегать мыши или крысы. Поэтому обеспечить стерильность кормов невозможно. И, в-третьих, молодняк может заразиться гельминтами еще у заводчика, но до поры этого не заметно.
— Однажды я купила в зоомагазине очень красивого сирийского хомячка: крупного, пушистого. Невозможно было даже заподозрить, что он нездоров. Но вскоре у хомячка развился сильный кашель. Анализ помета показал высокую степень зараженности гельминтами. К моему сожалению, вылечить хомячка не удалось. После приема антигельминтика у него возникло мучительное вздутие живота, пришлось усыпить…
— В течение нескольких месяцев хомячок, несмотря на наличие паразитов, рос и развивался нормально. Но в замкнутом пространстве клетки перезаражение происходило снова и снова, количество гельминтов в организме росло. У хомячка не было возможности найти пряные травы, сдерживающие рост паразитов, как делают дикие животные. И когда накопилась критическая масса гельминтов, они начали себя проявлять, вызывая кашель и расстройство пищеварения.
Вот поэтому рекомендуется всех новоприобретенных животных выдерживать на карантине, особенно если дома уже есть питомцы. Минимум 2 недели, чтобы выявить возможные заболевания. За это время нужно тщательно осмотреть новичка на наличие внешних паразитов, оценить его поведение, аппетит, состояние помета, провести дегельминтизацию. Можно сдать анализы.
— А стоит ли давать антигельминтик профилактически, если питомцы прекрасно себя чувствуют?
— Стоит. Хотя бы раз в полгода или год, если животные содержатся в доме. А также вновь прибывшим, чтобы исключить инвазию. Обратите внимание: однократный анализ не дает абсолютной гарантии, что паразитов нет. В одной пробе их может не оказаться, а в следующей они выявятся в большом количестве. Два, а лучше три исследования, проведенные через интервалы времени, с большей вероятностью покажут, есть ли в организме «квартиранты».
— Если о гельминтах более-менее знают все, то о простейших часто даже не подозревают. А ведь, как я убедилась на собственном опыте, они бывают еще более страшными врагами животных. Кто это такие и какие заболевания они вызывают?
— Простейшие — это подвижные одноклеточные паразиты, поражающие прежде всего органы пищеварения: слизистую оболочку желудка, кишечника. Но могут повреждать и другие органы. Больное животное худеет, возможна диарея, в кале появляется слизь, кровь. Первичный диагноз ставится по состоянию животного, а подтверждается лабораторными исследованиями. Берется свежая проба, не старше 20 минут, максимум — получаса. При обнаружении простейших назначаются лекарства. Выздоровление наступает довольно быстро, если случай не запущенный и нет осложнений.
— Наверняка к вам попадают и травмированные животные?
— Ох, травмы случаются у всех экзотов. Наименее подвержены несчастным случаям рептилии: они реже падают с высоты или ущемляются в клетках. Хотя тоже поступали к нам с поломанными пальцами и хвостами. Больше всего приносят хомячков — сирийских, джунгарских — со сломанными лапками. Сложно поставить им спицу или использовать подручный материал, чтобы собрать косточку, настолько она маленькая. А лангету грызуны снимут зубами за несколько минут. Если сломана задняя лапка, которой зверек не подносит пищу ко рту, то можно и не оперировать. Хомячок приспосабливается к передвижению на трех лапках, может кушать. Бывает так, что травмированная лапка срастается сама, хоть и не всегда ровно.
Многих птиц, особенно диких, приносят с поврежденными крыльями: ласточек, стрижей, голубей, ворон, сорок... Осенью привезли вальдшнепа. У него была небольшая, но очень глубокая рана в области левого глаза, с сотрясением мозга. И сломаны кости предплечья левого крыла. Возможно, в него кто-то стрелял.
Однажды я собрал сломанную левую голень корелле, вставил спицу. Операция прошла благополучно. Как птица получила травму? Сидела на двери, а четырехлетняя девочка просто закрыла дверь, не глянув вверх, не подумав об осторожности…
— Припомните, пожалуйста, самых необычных ваших пациентов.
— Наверное, самым необычным был детеныш гигантского черного скорпиона длиной около 20 см (с хвостом). Он жил у молодой семьи в террариуме.
Супруги, представьте, регулярно его доставали, пускали ползать по шее, он пробирался под рубашку... Но, когда у хозяев родился ребенок, они забеспокоились, как бы скорпион не ужалил малыша. И приняли решение удалить тельсон — анальную лопасть, заканчивающуюся ядовитой железой на кончике хвоста. Мне пришлось провести эту операцию. Скорпион прожил благополучно еще 2 года, а потом я потерял связь с владельцами.
Для меня все экзотические пациенты уже достаточно привычны – змеи, игуаны... Ну, вот еще редкостный случай: с грузом мебели из ротанга с острова Бали приехал нелегальный мигрант — геккон. Полтора месяца провел в пути. Мне его принесла хозяйка груза. Смотрю — геккон истощенный, обезвоженный, аж высох, бедняжка. Мы предложили ему консервированного сверчка из наших запасов. Геккон съел сверчка. Мы с хозяйкой обсудили, как его правильно содержать, чем кормить. Через месяц она сообщила, что с ним всё хорошо: кушает сам, набрал вес, активный.
— Ваши советы владельцам, чтобы экзотические питомцы были здоровы?
— Изучить всё, что необходимо для данного животного, еще прежде, чем его завести. Обязательно! Желая купить машину, квартиру, смартфон, человек ищет информацию в Интернете, беседует с консультантами, прикидывает, какие понадобятся расходы. Почему же будущие владельцы живых существ так не поступают?!
Покупатель зачастую не в курсе, что стоимость питомца может составлять меньше 1% от расходов, необходимых, чтобы это животное жило долго, счастливо и не болело. К примеру, красноухой черепахе понадобятся акватеррариум, специальные лампы, фильтр, плотик, корма. Это очень большие затраты, особенно на первом этапе.
— Хомячка оценивают в 5-10 рублей, но ему нужен просторный террариум, а не малюсенькая китайская клетка, пригодная разве что в качестве переноски…
— …Или большая клетка, или вольер, плюс колесо, домик, наполнитель. Наконец, это живое существо, которое нуждается в общении и понимании.
— Бывает, купят большого попугая, а он пронзительно кричит, кусается, громит клювом клетку… Что с ним поделать?
— Неопытным хозяевам невдомек, что этот попугай вывезен контрабандой из дикой природы и людей будет бояться очень долго. С ним надо заниматься и заниматься, чтобы постепенно приручить. Ну а люди не хотят запасаться терпением, искать к попугаю подход, и избавляются от него. Хорошо еще, если продадут. Потому что отданное даром не ценится. И такие птицы обречены на гибель.
— Помню, на лекции для любителей птиц вы говорили о принципе природного соответствия в кормлении. Например, если животное в природе не ест творог, то и в неволе не надо его давать. Но ведь творог кругом советуют и птичкам, и хомячкам?..
— Это просто попытка найти замену животным белкам, необходимым организму. Но надо давать своему любимцу корма, максимально близкие к тем, которыми питаются его дикие сородичи. Известно, что песчанки и хомячки в природе иногда ловят насекомых. Современная зооиндустрия предлагает большой выбор кормовых насекомых: замороженных, консервированных, живых. Зофобас, сверчки, мучные черви... Угостите ими питомца! Можно заменить насекомых сушеным гаммарусом. Поймите, за миллионы лет и поколений каждый вид адаптировался к определенному рациону. Если мы введем какой-то новый продукт, в лучшем случае организм постепенно начнет вырабатывать ферменты для его усвоения. Но у относительно слабого животного может случиться острое отравление. Очень много случаев, когда мелким попугаям, в основном волнистым, дали в первый раз много вареного яйца или творога – в результате рвота, понос, угнетение, отказ уже от основного корма.
Хозяева прибегают с птицами в ветклинику: «Доктор, постарайтесь чем- нибудь помочь». Стараемся, конечно, изо всех сил, и в большинстве случаев у нас получается. Но для этого и владельцам нужно приложить много усилий.
— Какова доля трудов владельца в благополучном исходе болезни?
— Мы, врачи, можем поставить диагноз, назначить лекарства, диету, процедуры. Но основные лечебные манипуляции с питомцем проводит хозяин на дому. Если он не выполняет назначения доктора, говорит: «Я боюсь делать уколы, не могу дать лекарство внутрь, не успеваю докармливать», — тогда шансов у пациента очень мало. Если же хозяин подойдет к делу скрупулезно и ответственно, то всё получится.
— И последний вопрос: у Вас есть свои домашние питомцы?
— Два кота и собака. Йоркширского терьера Бусика нашей семье подарили. Кот Леопольд — с улицы: четырех- месячным котенком сидел на машине, грелся. Чистый был, видно, что недавно выброшен. Полгода назад мы взяли по объявлению кошку Матильду, теперь это любимица младшего сына. Иногда подумываю, не добавить ли к ним еще и своего тезку полоза — змею семейства ужеобразных. (Улыбается.) Но я дома провожу совсем мало времени. Поэтому экзотов пока не завожу. Хомячок ли, морская свинка, птица или змея живет в доме — с ними надо общаться. Тогда они будут больше понимать человека и ваши отношения улучшатся.
Интервью брала Светлана Лошицкая. Фото из личного архива Александра Полоза